Как получить землю бесплатно в казахстане

Как получить земельный участок?

Как получить землю бесплатно в казахстане

Подать заявление на предоставление земельного участка вы можете:

1. Через портал egov.kz

1 ЭТАП

Вам необходимо:

  1. подать заявление в установленной форме;
  2. прикрепить к заявлению электронную копию схемы размещения земельного участка.

В течение 3 рабочих дней вам необходимо провести согласование окончательного акта выбора земельного участка и оплатить за услуги по проведению земельно-кадастровых работ.

 

Оплата за изготовление земельно-кадастрового плана на земельный участок осуществляется в наличной или безналичной форме через банки второго уровня на расчетный счет филиала ГК «Правительство для граждан» г. Алматы либо в кассах ГК «Правительство для граждан» г. Алматы, которыми выдается платежный документ (квитанция), подтверждающий размер и дату оплаты.

Срок действия несогласованного заявителем акта выбора составляет десять рабочих дней. По истечении указанного срока ГК «Правительство для граждан» г. Алматы возвращает несогласованный акт для аннулирования в Управление архитектуры и градостроительства г. Алматы, при этом заранее уведомив вас.  

Срок оказания услуги: 28 рабочих дней.

Промежуточный результат оказания услуги: изготовление акта выбора земельного участка с положительными заключениями согласующих органов и организаций.

2 ЭТАП

Обращение за оформлением права временного возмездного пользования (аренды) – решением о предоставлении права землепользования на земельный участок с приложением земельно-кадастрового плана и договора временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования.

Вам необходимо прикрепить к электронному запросу:

  1. окончательный согласованный акт выбора земельного участка;
  2. платежный документ за услуги по проведению земельно-кадастровых работ.

После получения в «личный кабинет» уведомления вам необходимо в течение 3 (трех) рабочих дней подписать договор временного землепользования. 

Срок действия неподписанного заявителем договора временного землепользования составляет 7 рабочих дней. 

Подписанный вами договор временного землепользования проходит государственную регистрацию, после чего должен быть выдан вам через районное отделение ГК «Правительство для граждан» г. Алматы по месту регистрации.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица услугодатель и работник ГК «Правительство для граждан» г. Алматы получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

Срок оказания услуги: 22 рабочих дня. Отказ в рассмотрении заявления при предоставлении неполного пакета документов – 2 рабочих дня.

Конечный результат оказания услуги: решение о предоставлении права землепользования на земельный участок с приложением земельно-кадастрового плана и договора временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования либо мотивированный ответ об отказе.

2. Через районное отделение ГК «Правительство для граждан» г. Алматы по месту регистрации.

1 ЭТАП

Для этого вам необходимо предоставить:

  1. заявление в установленной форме;
  2. схему размещения земельного участка;
  3. документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности).

В течение 3 рабочих дней вам необходимо провести согласование окончательного акта выбора земельного участка и оплатить за услуги по проведению земельно-кадастровых работ.

Оплата за изготовление земельно-кадастрового плана на земельный участок осуществляется в наличной или безналичной форме через банки второго уровня на расчетный счет соответствующего филиала ГК «Правительство для граждан» г.

Алматы либо в кассах здания филиала ГК «Правительство для граждан» г. Алматы, которыми выдается платежный документ (квитанция), подтверждающий размер и дату оплаты. 

Срок действия несогласованного заявителем акта выбора составляет 10 рабочих дней. По истечении указанного срока ГК «Правительство для граждан» г. Алматы возвращает несогласованный акт для аннулирования в Управление архитектуры и градостроительства г. Алматы, при этом заранее уведомив вас.

Срок оказания услуги: 28 рабочих дней.

Промежуточный результат оказания услуги: изготовление акта выбора земельного участка с положительными заключениями согласующих органов и организаций.

2 ЭТАП

Обращение за оформлением права временного возмездного пользования (аренды) – решением о предоставлении права землепользования на земельный участок с приложением земельно-кадастрового плана (приложение 1) и договора временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования.

Для этого вам необходимо предоставить:

  1. окончательный согласованный акт выбора земельного участка;
  2. платежный документ за услуги по проведению земельно-кадастровых работ.

Оплата за изготовление земельно-кадастрового плана на земельный участок осуществляется в наличной или безналичной форме через банки второго уровня на расчетный счет филиала ГК «Правительство для граждан» г. Алматы либо в кассах ГК «Правительство для граждан» г. Алматы, которыми выдается платежный документ (квитанция), подтверждающий размер и дату оплаты.

После получения уведомления вам необходимо в течение 3 (трех) рабочих дней подписать договор временного землепользования в двух экземплярах. Срок действия неподписанного вами договора временного землепользования составляет 7 рабочих дней. 

Срок оказания услуги: 22 рабочих дня. Отказ в рассмотрении заявления при предоставлении неполного пакета документов – 2 рабочих дня.

Конечный результат оказания услуги: решение о предоставлении права землепользования на земельный участок с приложением земельно-кадастрового плана и договора временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования либо мотивированный ответ об отказе.

Источник: https://open-almaty.kz/ru/kak-poluchit-zemelnyy-uchastok

Получение земельного участка

Как получить землю бесплатно в казахстане

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Указ Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года № 248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства»

Ввести до 31 декабря 2021 года мораторий на:

  1. применение норм Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года “О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан”;
  2. предоставление иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, права временного землепользования на условиях аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  3. предоставление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, физическим и юридическим лицам.

Общие понятия

Земля в РК может находиться в государственной и частной собственности.

Право землепользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно.

Субъекты права собственности:

  1. субъект права государственной собственности – РК;
  2. субъект права частной собственности – граждане и негосударственные юридические лица (под гражданами понимаются граждане РК, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено Земельным кодексом РК).

Право собственности на земельный участок возникает путем:

  1. предоставления права собственности;
  2. передачи права собственности;
  3. перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Субъекты права землепользования:

Землепользователи подразделяются на:

  1. государственные и негосударственные;
  2. национальные и иностранные;
  3. физические и юридические лица;
  4. постоянные и временные;
  5. первичные и вторичные.

Право землепользования возникает путем:

  1. предоставления права землепользования;
  2. передачи права землепользования;
  3. перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).  

Ответственные государственные органы, осуществляющие регулирование и функции в области земельных отношений:

Центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – МНЭ РК.

В частной собственности негосударственных юридических лиц РК могут находиться земельные участки, предоставленные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться физическим и юридическим лицам на праве землепользования и (или) на праве частной собственности*.

На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

  1. юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  2. юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство, а также для научно-исследовательских, опытных и учебных целей;
  3. юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;
  4. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами РК.

Право временного возмездного (краткосрочного и долгосрочного) землепользования (аренды) земельным участком может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.

Негосударственным юридическим лицам РК право аренды для ведения товарного сельскохозяйственного производства предоставляется сроком до 49 лет.

Предоставление земли иностранным гражданам

Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами РК.

Земельные участки, предоставляемые иностранным гражданам В частную собственностьВо временное землепользование (аренда) сроком до 25 летВ виде государственных натурных грантов 18
Иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (негосударственным):– под застройку;– застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий в соответствии с их назначением.Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50%:*– земли сельскохозяйственного назначения(земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, подсобного сельского хозяйства).Юридическому лицу РК:– земельные участки, предо­ставляемые на праве времен­ного безвозмездного земле­пользования для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность или в землепользование.

*Указ №248 от 06 мая 2016 “О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства” до 31 декабря 2016 года

Предоставление земельных участков в собственность или землепользование, находящихся в государственной собственности

Орган, предоставляющий земельные участки:

местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов (далее – местные исполнительные органы).

Порядок предоставления**:

**За исключением земель, выставляемых на торги (конкурсы, аукционы) и следующих случаев: предоставление земельных участков для строительства объектов и строительства объекта в черте населенного пункта, а также участков, не связанных со строительством.

  1. принятие к рассмотрению заявления о предоставлении соответствующего права на земельный участок;
  2. определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием;
  3. предварительный выбор земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта);
  4. подготовка заключения комиссией, создаваемой соответствующими местными исполнительными органами, о предоставлении земельного участка;
  5. разработка и утверждение землеустроительного проекта;
  6. принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок;
  7. заключение договора купли-продажи или временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования;
  8. установление границ земельного участка на местности;
  9. изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок, за исключением земельного участка, предназначенного для строительства объектов в черте населенного пункта.

Идентификационные документы на земельный участок, выдаваемые республиканскими государственнымипредприятиями, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра:

  • при частной собственности на земельный участок – акт на право частной собственности на земельный участок;
  • при постоянном землепользовании – акт на право постоянного землепользования;
  • при временном возмездном землепользовании (аренде) – акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды);
  • при временном безвозмездном землепользовании – акт на право временного безвозмездного землепользования.

Приобретение права на земельные участки, находящихся в государственной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах)

3.1 Предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется:

  1. для реализации инвестиционных проектов;
  2. иностранным государствам и международным организациям в соответствии с международными договорами;
  3. государственным землепользователям РК;
  4. лицам, выигравшим конкурсы (тендеры) по строительству объектов, проводимые государственными органами, и когда такое строительство требует предоставления земельного участка непосредственно указанным лицам;
  5. физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий, принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий на прилегающей территории в соответствии с утвержденной архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией;
  6. для целей недропользования на основании контракта, заключенного в соответствии с законодательством РК о недрах и недропользовании;
  7. в качестве государственных натурных грантов на основании контракта, заключенного в соответствии с законодательством РК в сфере инвестиций;
  8. участнику СЭЗ, автономному кластерному фонду и управляющей компании в соответствии с законодательством РК о СЭЗ;
  9. из состава земель водного фонда, занятых территориальными водами, для строительства искусственных сооружений;
  10. для нужд железнодорожного, автомобильного, морского и внутреннего водного, воздушного, трубопроводного транспорта, для нужд связи и энергетики, а также для строительства иных объектов, имеющих государственное значение;
  11. для строительства объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования РК, инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей;
  12. научным центрам с международным участием и отечественным промышленным предприятиям;
  13. концессионерам для реализации концессионных проектов;
  14. субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационных проектов. 

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, по которым истекает срок временного землепользования, выставляются на торги (конкурсы, аукционы) только в случае отказа временного землепользователя от заключения договора о временном землепользовании на новый срок.

Источник: http://invest07.gov.kz/ru/putevoditel-investora/vedenie-biznesa/poluchenie-zemelnogo-uchastka

Как получить земельный участок от государства?

Как получить землю бесплатно в казахстане

Какой казахстанец не мечтает получить земельный участок для строительства собственного дома соврешенно бесплатно? К огромному счастью наших граждан, земельное законодательство страны позволяет получить лакомый кусочек от государства бесплатно. Кому, как и какие требования необходимо соблюсти, чтобы получить заветные 10 соток земли, читайте в этом материале.

Статус-кво

По закону в стране любой казахстанец имеет право получить 0, 10 га земельного участка на строительство своего дома бесплатно (см. пункт 2 статьи 50 Земельного кодекса Республики Казахстан).

Земельный кодекс имеет юридическую силу уже с 2003 года. Однако, за 14 лет существования этого документа количество поданных заявлений на законные 10 соток земли превысило 1 547 141 заявок.

При этом долгожданные земельные участки получили лишь меньше половины заявителей. 

В минувшем 2016 году на ситуацию с многолетними очередями в правительстве страны взглянули со свежими идеями, разработав программу жилищного строительства «Нұрлы жер». По данным представителей Комитета по делам строительства в рамках этой программы казахстанцам выдадут 664 000 земельных участка по 10 соток под строительство собственного дома.

Но стать собственниками законных земельных участков очередники смогут только после подведения инфраструктуры, утверждают чиновники.

Что касается площадок, обеспеченных сетями водо- и электроснабжениями, о результатах и сроках создания должных условий можно судить исходя из тех фактов, что в Астане, к примеру, жители столицы еще с мая месяца 2007 года не получили обещанные участки.

Ситуация с земельными правами граждан в Алматы тоже не радужная: по словам представителей алматинского акимата, согласно Генплану развития города до 2020 года в границах города площадок для развития ИЖС не предусматриваются. Тем временем, казахстанцы не перестают надеяться и продолжают обращаться в местные органы со своими заявлениями. 

Механизм действий: пошаговое руководство

Несмотря на многочисленное количество заявителей, большая часть населения все еще не знает, как происходит процедура подачи заявления для получения законных 10 соток земли под ИЖС. Эксперты по земельным правам граждан советуют действовать по алгоритму, который значительно сэкономит ваше время и облегчит весь процесс, минимализируя риски. 

1. Определиться с местом земельного участка
Во-первых, необходимо определиться с местом расположения земельного участка, с учетом подготовительных работ по отводу земель и развития инфраструктуры.

Также эксперты советуют подавать заявление на тот земельный участок, на который претендуют меньшее количество людей.

Отслеживать очередь как свою, так и общую, можно на специальных информационных стендах, в местной прессе, на интернет-сайтах местных исполнительных органов. 

2.

 Подать документы
Для того, чтобы встать в очередь на получение земельного участка, в акимат необходимо подать всего три документа: копия удостоверения личности, справка об отсутствии или наличии земельного участка или иной недвижимости и, собственно, само заявление.

Важно: с документами нужно обращаться в тот акимат, к которому относится интересующий вас земельный участок. Многие опасаются того, что местные органы могут потребовать еще документы, не предусмотренные правилами. В таком случае, заявителю нужно обратиться в прокуратуру с жалобой. 

3. Решение комиссии
Продолжительность рассмотрения заявления составляет 60 календарных дней.

В случае, если ответ положительный, то в течение 7 рабочих дней решением земельной комиссии заявителя поставят в очередь на получение земельного участка.

При этом ему выдадут уведомление с указанием информационного ресурса, на котором можно будет отслеживать номер очереди на получение земельных участков.

4. Что делать, если очередь подошла?
Радоваться и ликовать, так как вы миновали самый долгий и решающий этап.

После наступления очереди необходимо будет обратиться в акимат с необходимые документы для оформления права аренды на выделенный земельный участок, т.е. составить договор. В течении 5 рабочих дней.

Далее следуют землеустроительные работы, которые ведутся за счет заявителя. Результатом этих процедур будет получение идентификационного документа на земельный участок (акт на землепользование).

5.

 Построить дом
Согласно Правилам предоставления земельных участков, под ИЖС 10 соток земли могут стать законно вашими в том случае, если в течение полгода на ней начнется строительство дома.

Вы можете продлить срок до одного года. Важно знать, что по истечению двух лет, если на участке не будет идти стройка или эксплуатация жилища, то государство вправе отобрать выделенный земельный участок. 

Иными словами, претендуя на земельный участок от государства, законным хозяином участка вы можете стать только тогда, когда построите и «сдадите» дом, до этого момента он находится во временном пользовании – аренде.

При всей незамысловатой процедуре счастливыми владельцами заветных 10 соток земли становятся лишь единицы. Остальным приходится ждать долгие годы, пока не наступит их очередь.

И не взирая на их ожидания, список продвигается в зависимости от бюджетных ассигнований на проектирование инженерных линий, электроснабжения и прочей инфраструктуры. 

Автор инфографики: Дина Ермаханбеткызы
 

Источник: https://el.kz/ru/news/obshchestvo/kak_poluchit__zemel_nii_uchastok_ot_gosudarstva

Кто и как может получить 10 соток под ИЖС?

Как получить землю бесплатно в казахстане

Получить 10 соток земли от государства под строительство собственного дома – мечта многих казахстанцев. И многие уже облекли ее в конкретное действие – подали заявку в местный исполнительный орган и встали в очередь. Но далеко не всегда казахстанцы знают, кому и на каких условиях могут выдать землю. И в каких регионах страны это возможно.

В итоге вырастают многотысячные очереди. В Астане, например, – больше 100 тыс. человек, в Алматы – под 200 тыс. (!) Многие готовы получить участки без проведенных инженерных коммуникаций – так появляются хаотично застроенные населенные зоны с долгоиграющими обязательствами по проведению инженерных сетей, строительству школ, больниц, детских садов.

Почему возникло такое непонимание? На ключевые вопросы по теме отвечает Бакытжан Базарбек, юрист по земельно-правовым спорам, международный эксперт.

Бакытжан, каковы основные условия получения земли под ИЖС? Кто и где может получить землю?

– Согласно Земельному кодексу РК, граждане могут получить 0,10 га под индивидуальное жилищное строительство на бесплатной основе. Но нужно понимать одно: человек может получить бесплатно участок под ИЖС только один раз в жизни.

Если у вас есть частный дом или квартира, это не лишает вас права получить участок бесплатно, просто этот факт акиматы учтут при рассмотрении ходатайства. Землю может получить каждый гражданин – территориально там, где проживает.

Но изворотливые граждане делают прописку на 2-3 месяца в нужном для себя городе и аврально подают заявления.

– Кому могут отказать в участке земли?

– Тем, кто ранее получал участок под ИЖС на бесплатной основе, а также тем, кто занесен в реестр лиц, участки которых были принудительно изъяты за нецелевое использование. По закону, акиматы раз в квартал должны размещать на стендах списки людей, которые получили участки. Как это работает на деле, скажем, в регионах – непонятно, нужен контроль.

– Почему так происходит, как считаете?

– Вопрос в том, есть ли в действующем земельном законодательстве и подзаконных актах нормы, которые регламентируют условия и порядок движения очереди, определяют контроль над очередностью, ответственность чиновников за нарушение очередности.

Да, информация должна размещаться на специальных стендах, определены условия для публикации в СМИ (статья 44-1 Земельного кодекса РК), есть в конце концов новые правила предоставления прав на земельные участки под ИЖС от 27 марта 2015 года, но они не дают четкого представления о том, как акиматы продвигают очередь. Нет критериев к информации, которую необходимо публиковать на стендах.

Более того, многие, кто написал заявление, живут в других городах, и в районы ради информации на стендах ездить не будут – в этом несовершенство механизма.

Существует и такая проблема. Допустим, есть свободные площадки под отвод, но механизм предоставления земель под ИЖС таков, что очередь не передвигается автоматически.

Тем, кто стоит в очереди, направляются уведомления, чтобы они подали заявления в течение месяца. А если человек стенды не отслеживает, региональные печатные издания не читает, возникает риск того, что он не уследит за своей очередью.

И для чиновников есть искушение, условно говоря, не направлять уведомления.

Почему бы не ввести систему дистанционного мониторинга за очередностью, для чего-то же запускали АИС ГЗК (Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра и информационной безопасности, – прим. ред.).

Проблема и в том, что ответственность чиновников, посягающих на чью-то очередь, в Кодексе об административных правонарушениях не регламентирована.

– Каковы требования по использованию участка (например, требования по жилому дому, другим постройкам)? Каковы последствия при нецелевом использовании участков под ИЖС?

– Когда вы получаете участок на бесплатной основе под ИЖС, вы получаете первоначально не право частной собственности, а право аренды. Срок – в каждом регионе по-разному: в пригородной зоне столицы, например, ранее был 1 год, сейчас 6 месяцев.

Для чего это делается? Для того чтобы вы доказали, что действительно нуждаетесь в жилье и хотите построить дом. Это раньше, простите за выражение, люди «кидали» государство, просили со слезами на глазах землю под ИЖС, а когда получали госакты, продавали участки.

Да и сейчас есть те, кто вводит людей в заблуждение: говорят, фундамент построите – вам выдадут госакт. Это не соответствует действительности.

Теперь все по-другому. Введена стадия акта ввода домостроения в эксплуатацию, приемочная комиссия будет принимать дом по факту. На практике это выглядит так: вы строите дом и доказываете это. Либо возвращаете участок государству.

Если нет средств для строительства или на каком-то этапе возникли трудности, почитайте договор, там должны быть указаны сроки пролонгации.

Если их нет, то по 37-й статье Земельного кодекса РК нужно написать заявление в территориальный орган (за три месяца).

– К самим строениям изменились требования?

– Они ужесточились. После оформления акта выбора и заключения договора аренды вам нужно заказать эскизный проект дома и отразить там все на ваш вкус и по вашим возможностям.

Строить дом или хозяйственную постройку вы сможете не по нашему национальному принципу «моя земля, что хочу – то и построю, где хочу – там и построю», а строго соблюдая требования архитектурно-планировочного задания (АПЗ). У нас зачастую строят без АПЗ, эскизного проекта – на глаз, а потом оформляют задним числом. Даже разрешение на строительно-монтажные работы не берут.

Дикость? Но вот именно так и были застроены все жилые зоны пригорода столицы. А ведь первоначально вместо поселков вдоль столицы по Генплану архитектора Кисе Курокавы еще в 2000-е годы должны были быть леса, зеленый пояс, целая экосистема.

– Если земля все же будет использоваться не по назначению?

– Земельный кодекс предусматривает условия освоения земли, чтобы избежать принудительного изъятия. Но освоение, как вы понимаете, привязано к наличию на территории инженерных коммуникаций.

Другими словами, если государство выдало вам «голую степь», не волнуйтесь, что три года не использовали, у вас участок не заберут.

Ждите, пока государство проложит элементарные щебенчатые дороги и проведет линии электропередач, потом начинайте строиться.

Вообще, изъятия земельных участков в пригородах, где «нет цивилизации», бояться не стоит: акиматы понимают, что они обязаны выдавать подготовленные площадки. Видимо, сейчас и на это не смотрят.

Лучше бы на законодательном уровне подготовили поправки в статьи 92, 93, 94 Земельного кодекса РК и ввели временный мораторий на принудительное изъятие участков, выданных давно, но не приспособленных к жизнедеятельности человека.

Я считаю, это лучшая мотивация для граждан.

Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что изъятие земель под ИЖС как меру нужно усилить в городах и ослабить в пригородах.

– Каков потенциал каждого региона или города в плане количества земельных участков? За счет чего может быть реализован этот потенциал (например, за счет присоединяемых к городу территорий или освобождения ранее полученных участков и пр.)?

– Реализовать потенциал «изнутри» населенных пунктов будет невозможно в силу того, что в городах, как правило, свободных массивов под отвод нет. Как вариант остается изменение черты населенных пунктов и корректировка градостроительных планов. Но это не так легко, как кажется.

По Земельному кодексу РК и недавно принятым правилам, земельный участок под ИЖС может быть предоставлен в соответствии с генеральным планом, различными проектами планировки и застройки и другими градостроительными документами.

Но просто так сформировать массивы и площадки под ИЖС невозможно: это связано с бюджетными расходами.

Другими словами, если запланированы бюджетные расходы на проектирование инженерных сетей, то свободные земли под ИЖС будут, нет денег – придется подождать в очереди. Тут главное, чтобы местные акиматы правильно и рационально планировали и использовали бюджетные средства, если они действительно хотят решить земельный вопрос.

Пустые и неподготовленные в инженерном смысле участки или «голую степь» предоставлять гражданам нельзя, это и Земельному кодексу РК противоречит, и опасно с точки зрения экологических, санитарно-эпидемиологических и других требований. По Земельному кодексу под ИЖС могут быть предоставлены участки только на площадках, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения, если их нет, то при наличии сетей электроснабжения. Все ли соблюдается?

Или, скажем, еще один «экстремальный документ» – правила застройки Астаны.

Там для проектирования зон под ИЖС предусматривается опережающее строительство улично-дорожной сети и инженерных коммуникаций.

Опережающее, как я понимаю, это значит инженерные сети построить раньше, чем выдать участки. На деле в городе есть, где люди живут десятилетиями, а там и дорог нет, и линии только устанавливаются.

– Некоторые граждане считают: лишь бы дали участок, дороги и свет в домах – дело второе, инженерные сети проведем сами.

Государство не может согласиться с таким утверждением.

Плачевный опыт земельно-хозяйственного регулирования пригорода столицы показал, что если с умом к градостроительному планированию не подойти, то все степи превратятся в хаотично застроенные населенные зоны с последующими долгоиграющими обязательствами проектирования там не только инженерных сетей, но и школ, больниц, детских садов. Поэтому минимальные инженерные сети должны быть проведены, площадки для отвода земель под ИЖС должны быть подготовлены, а люди должны понимать, ждать, терпеть. Не хотите терпеть, ищите районы, где инженерные сети спроектированы и проводятся, где площадки под отвод есть, где очереди небольшие. Благо, по закону для людей эта информация размещается на специальных стендах и периодически публикуется в газетах. Боюсь, это казахстанцев «не зацепит». У наших людей завышенные запросы, им нужно получить участки именно в столице или в Алматы, пригороды их не устраивают.

Я так скажу: пока вы ждете своей очереди и ваш номер – последний в последней тысяче желающих, многие в пригородной зоне получают участки, строят жилье и спокойно живут. Но вопрос в том, что в пригородах Алматы и Астаны сейчас не выдают участки, так как эти территории вошли в зону особого градостроительного регулирования столицы и Алматы.

– Но все же ажиотаж вокруг 10 соток в Алматы и Астане есть. Что с этим делать?

– Земли ни в Астане, ни в Алматы нет, а количество человек в очереди в первом случае зашкалило за 103 тыс., во втором – под 200 тыс.! Думаете, все эти люди получат участки? Нет разъяснения, заявления продолжают приниматься.

Ведь существуют общественные советы, пригласите граждан, общественные организации, СМИ, проведите пару раз в месяц общественные слушания – донесите информацию, что в столице земель нет, но есть возможность купить их на аукционах.

Нужно прервать этот авральный поток желающих подать заявления!

Мое личное мнение: исходя из бюджетных возможностей и Генплана, столько земли, сколько человек стоит в очереди, в столице не будет в ближайшие 15-20 лет, это точно.

Стоит ли тратить целую жизнь на бесполезную очередь? Необходимо распределить эти очереди на районном уровне, если снимут мораторий, то в пригородной черте, если нет – то 40-50-километровой зоне.

Так люди и земли получат, и проблема с землей будет решена.

А в целом это ошибка на системном уровне. Ведь все прогнозировали рост жителей столицы. Тогда нужно было запланировать массивы, провести резервирование.

Думаю, пришло время вводить в практику градостроительного планирования обязательное резервирование уже включенных в черту города земель под ИЖС с разумными сроками освоения в 5-10 лет, с двойным целевым назначением.

То есть на время эти участки могут иметь сельскохозяйственное назначение в составе земель населенных пунктов, а потом, после строительства инженерных сетей, можно будет и в жилой фонд их включать. Это нормальная практика. Это нужно делать во всех регионах. Очереди резиновыми быть не могут.

Это нужды людей, их ожидания. Уж лучше сказать им сразу, что нет земли, чем сказать то же самое, но после 10 лет ожиданий.

Источник: https://kapital.kz/experts/51579/kto-i-kak-mozhet-poluchit-10-sotok-pod-izhs.html

Как получить кусочек земли?

Как получить землю бесплатно в казахстане

В Алматы не осталось свободных земель, говорят специалисты. Купить участок можно только на вторичном рынке. Как правильно оформить госакт и сколько придется заплатить государству? На вопросы отвечает начальник отдела нормативного и информационного обеспечения управления земельных отношений г. Алматы

Владимир ЯКОВЛЕВ.

– Согласно Закону о земле, каждый гражданин имеем право на 10 соток земли. Но в Алматы участки не выделяются, почему?

– Действительно, каждый гражданин Казахстана имеет право на бесплатное получение земельного участка в размере 10 соток (согласно Земельному кодексу и постановлению правительства РК от 01.08.06 г.

) Но в черте города Алматы земля никому не выделяется в связи с ограниченным ее количеством, и даже если есть какие-то “пятна”, то они уже заняты согласно генеральному плану.

Они предназначены для строительства школ, развязок, больниц, многоэтажных жилых комплексов.

Как видно, под индивидуальное жилищное строительство в городе выделено 8,8 тыс. га земель, новых массивов генеральным планом не предусмотрено. Несмотря на то что город растет за счет присоединяемых земель из области, ресурса для выдачи участков нет.

– Можно ли получить землю из государственного фонда в Алматы под бизнес, какой-нибудь социальный проект?

– Предоставление земель из государственного земельного фонда осуществляется через торги, и лишь в исключительных случаях земли могут быть предоставлены для реализации инвестиционных проектов, которые обеспечивают государственные интересы или достижение общественно значимых целей.

Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и (или) землепользования на земельные участки, подают заявление в местный исполнительный орган области, города.

В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры; местоположение; испрашиваемое право пользования; наличие (отсутствие) другого земельного участка.

Заявление о предоставлении права на земельный участок рассматривается в срок до двух месяцев с момента его поступления, а при предоставлении права на земельный участок субъектам малого предпринимательства рассматривается в трехнедельный срок.

То есть в Алматы земли из государственного фонда выделяются под обоснованные инвестиционные проекты, а также проекты, необходимые для инфраструктуры города. Но поскольку у города нет свободных земель, застройщикам предлагаются участки со сносом ветхой застройки, что, конечно, требует от них тщательного экономического обоснования собственных проектов.

– Как получить госакт на землю? Какие документы необходимы? Сроки, стоимость процедуры?

– В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 20 июля 2010 года управлением земельных отношений оказываются четыре государственные услуги физическим и юридическим лицам.

Выдается госакт на право частной собственности на земельный участок, выдается акт на право постоянного землепользования, на право временного возмездного землепользования (аренды), а также выдается акт на право временного безвозмездного землепользования.

Прием заявлений осуществляется через центры обслуживания населения, там же выдаются идентификационные документы, то есть акты на земельные участки.

Формируют материалы земель-но-кадастрового дела и изготавливают идентификационный документ на земельный участок для последующей его выдачи заявителю в “АлматыгорНПЦземе”. Срок оказания этих услуг составляет 10 рабочих дней, для субъекта малого предпринимательства – 7 рабочих дней. Услуга – бесплатная.

А вот услуга по изготовлению акта на право частной собственности на земельный участок, которая осуществляется “АлматыгорНПЦземом”, является платной и выполняется в соответствии с нормами и расценками, утвержденными в установленном законодательством порядке.

Подавать заявление на получение госакта на землю нужно на имя начальника управления земельных отношений г. Алматы в окна приема документов уполномоченного органа по адресу: г. Алматы, ул. Ауэзова, 107, или в центры по местонахождению земельных участков.

– При выкупе земель из государственной собственности у земельных участков существуют так называемые поправочные коэффициенты. Для чего они нужны? И как их высчитывают?

– Базовая ставка за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду по городу Алматы установлена в размере 4800 тенге за квадратный метр против действующего с 1996 года размера в 717 тенге. Этот вопрос регламентируется постановлением правительства от 22 мая 2007 года № 408 “О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890”.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Республики Казахстан, поправочные коэффициенты к базовым ставкам и границы ценовых зон утверждаются решением местного представительного органа по предложению исполнительного органа.

Для обоснования размещения ценовых зон приняты однородные по целевому назначению, виду функционального использования и близкие по значению к кадастровой стоимости части земель административно-территориального устройства города Алматы.

Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка по его местоположению, производится умножение величины базовой ставки платы за земельный участок (4800 тенге за 1 кв. м) на поправочный коэффициент, который варьируется от 0,55 до 1,25 в зависимости от ценовой зоны.

Всего таких зон по городу пять.

При осуществлении сделок купли-продажи на вторичном рынке недвижимости, включая земельные участки, зональность и поправочные коэффициенты не применяются.

Состояние земель и использование земельных ресурсов

Общая площадь территории города Алматы на 1 июля 2011 года составляет  33,2 тыс. гектаров.

Из них занято землями:

– сельскохозяйственного назначения – 1,9 тыс. га,  в том числе используемые под дачи, садоводство, огородничество – 0,9 тыс. га;

– населенных пунктов – 21,3 тыс. га, в том числе земли общего пользования (занятые дорогами, улицами, площадями и дворовыми территориями) – 12, 1 тыс. га;

– жилой застройки –10,89 тыс. га, включая застройку;

– многоквартирными жилыми домами – 2 тыс. га;

– индивидуальными жилыми домами – 8,8 тыс. га;

– общественно-деловой застройки – 3,7 тыс. га.

Также она включает:

– земли промышленности, транспорта и другой застройки – 3,2 тыс. га;

– земли водного фонда – 0,4 тыс. га;

– особо охраняемые природные территории – 4,7 тыс. га;

– земли запаса (овраги и другая неудобица) – 0,4 тыс. га.

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/kak-poluchit-kusochek-zemli-60347/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.