Как сделать перераспределение земли

Порядок перераспределения земельных участков в 2020 году

Как сделать перераспределение земли

Юридическая база знаний › Земельное право

06.10.2018 2 245 просмотров

Несмотря на то, что с  2014 года, законодатель утвердил порядок перераспределения земельных участков, до сих пор нередки случаи самовольного расширения площади собственного надела за счет чужих владений. Самозахват государственной и муниципальной земли является административным правонарушением, и соответственно карается штрафными санкциями.

Что это такое

Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ.

Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета.

Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.

При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.

С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.

Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если  было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.

Требования, которым должны соответствовать участки

Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:

  • Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
  • Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
  • Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
  • Земля должна иметь одно целевое назначение;
  • Допускается передел только смежных участков;
  • Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;

Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для  ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Чтобы осуществить перераспределение земли, владелец участка должен обратиться в компетентные органы.

Процедура и порядок перераспределения

Процедура перераспределения земли неизменно начинается с посещения уполномоченной организации, например городской администрации, которая вправе  принимать заявления о перераспределении земли. В заявлении, согласно ст. 32.29 ЗК РФ, указываются следующие сведения:

  • Паспортные данные заявителя и координаты для связи;
  • Наименование, местонахождение юридического лица, его регистрационные данные, если оно является участником перераспределения;
  • Кадастровая информация смежных земельных наделов;
  • Реквизиты проекта межевания земли.

Перечень прилагаемой документации

К заявлению прикладываются документы необходимые для перераспределения, в частности:

  • Доверенность представителя, уполномоченного блюсти интересы заявителя;
  • Схема местоположения земли, если нет проекта межевания;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности;
  • Копии материалов удостоверяющих право на надел, в том случае, если у лица право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • Заверенный нотариусом перевод всей необходимой документации, свидетельствующей о государственной регистрации, на русский язык, если участником является иностранная организация.

Обратите внимание! Если проект межевания отсутствует, то заявить должен будет самостоятельно составить смеху расположения надела на кадастровом плане территории.

По факту рассмотрения заявления, в течение 30 дней после его получения, и проверки всех предоставленных заявителем документов, компетентный орган может дать согласие на перераспределение территорий, согласно проекту межевания, так и направить мотивированный отказ в заключение соглашения.

В том случае, если заявитель получил от уполномоченной организации согласие на перераспределение земель, то он за счет своих денежных средств организует проведение кадастровых работ, для того, чтобы поставить новообразованный участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт понадобится для последующего заключения соглашения.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Соглашение

В соответствии отечественным земельным законодательством, перераспределение земель происходит путем заключения добровольного соглашения между двумя собственниками, которыми являются государство или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять участки и частный землевладелец. Документ, составленный в простой письменной форме, должен обязательно содержать следующую информацию:

  • Дату и место заключения соглашения;
  • Персональные данные о землевладельцах;
  • Обоснование проведения процедуры;
  • Идентификация земли, которая будет перераспределена;
  • Подписи сторон.

После подписания договора, за прирезаемый участок заявитель должен заплатить определенную денежную сумму. Размер выкупа устанавливается компетентным органом, и зависит от кадастровой стоимости надела. Если земля является федеральной собственностью, то выкуп будет составлять 15 % от кадастровой цены.

Здесь вы можете скачать образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Составленное по всем правилам и подписанное сторонами соглашение о перераспределении земли является основанием для оформления заявителем права собственности. Для этого нужно будет подготовить необходимую документацию и обратиться непосредственно в Росреестр или в МФЦ.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены  земли.

Процедура перераспределения земельных участков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/pereraspredelenie-zemelnyx-uchastkov

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Как сделать перераспределение земли

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.

29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.

4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.

6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.
Врио директораДепартамента недвижимости М.В. Бочаров

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

– как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

– как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985128/

Перераспределение земельных участков в межевом плане

Как сделать перераспределение земли

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.

Понятие и особенности перераспределения участков

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.

Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Особенности перераспределения земельных наделов

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Документальное оформление

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов.

Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка.

После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка.

Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Оформление перераспределения частных владений

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/kadastrovyj/plan/mezhevoj/pereraspredelenie-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.