Какие земли относятся

Содержание

Какие бывают категории земель и виды разрешенного использования земельного участка?

Какие земли относятся

В основу юридической характеристики территорий входит деление земли на категории и виды разрешенного использования. При этом учитываются все особенности участка для принятия решения о целесообразности его использования. Такое деление земельных участков дает возможность государству контролировать основные ресурсы страны и уменьшить их потери.

Категории земель — какие они бывают?

Одним из моментов определяющих государственную стратегию является присвоение определенному участку земли категории. Категория земли представляет собой закрепленное законодательством описание ее стандартных свойств. В дальнейшем она предопределяет, для чего будет использоваться та или иная территория.

СПРАВКА! Категория земель и их целевое назначение являются равнозначными понятиями.

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует семь категорий земель, к ним относятся:

  • Населенные пункты или земли поселений;
  • Земли запаса, находящиеся в резерве государства;
  • Сельскохозяйственные земли;
  • Водный фонд, представляющий собой территории рек, прудов, морей, озер, а также земли возле них;
  • Лесной фонд, необходимый для ведения и восстановления лесного хозяйства;
  • Земли, используемые для производственных целей, на которых расположены различные предприятия и здания вспомогательного назначения;
  • Охраняемые территории.

Каждая представлена категория может предусматривать особенные условия использования для того, чтобы сохранить все свойства земли.

Земли населенных пунктов

Данная категория земель имеет специальное предназначение, ведь на ней размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей. Земли поселений отделяются от других категорий четкой границей и имеют следующие ВРИ:

  • Многоэтажная застройка, предполагающая возведение зданий в хаотичном порядке, образование улиц и микрорайонов;
  • ИЖС, то есть возведение домов до трех этажей;
  • Зоны отдыха, располагающиеся как на территории этой категории, так и в их пригородной полосе;
  • Земли, отведенные на постройку административных зданий, обслуживающих данную территорию;
  • Земли предусмотренные для транспортных узлов, к которым относятся вокзалы и аэропорты;
  • Территории для расположения объектов для электроснабжения;
  • Водоемы;
  • Охраняемые природные территории, к которым относятся парки, сады, памятники, имеющие культурную и историческую ценность;
  • Сельскохозяйственные земли, а также относящиеся к ним личные подсобные хозяйства;
  • Остальные земли, представленные площадями и пространством улиц;
  • Земли, зарезервированные для зоны развития.

Сельскохозяйственные

Представляют собой участок, основное назначение которого выращивание продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные земли имеют такие виды разрешенного использования:

  • Зоны, предусмотренные для выращивания сельскохозяйственных культур;
  • Территория дорог и лесополос, которые защищают поля;
  • Участки под специализированные строения;
  • Залежные земли, представляющие собой территории, которые утратили свою производственную и экологическую ценность.

Промышленного назначения

На таких территориях располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления нужных ресурсов различным организациям.

Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых.

При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности граждан страны, государства или муниципальных организаций.

Для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации был рассмотрен и утвержден классификатор видов разрешенного использования земли.

Согласно ему, территория для индивидуального жилищного строительства или огорода обозначена во втором разделе (коды 2.0 – 2.7). Эти цифры кода обозначают, что данную землю можно использовать для:

  • Постройки малоэтажных жилых домов с проживанием одной семьи не выше, чем три этажа;
  • Огородничества;
  • Сооружения различных подсобок;
  • Передвижных домов и временных построек;
  • Возведения садовых домов.

Исходя из этого, ИЖС предполагает не только возведение домов для проживания, но и подсобное хозяйство.

Земельные участки под бизнес находятся в четвертом разделе классификатора (коды 4.0 –4.9).

На данной территории могут сооружаться капитальные строения, предназначенные для производственных целей, торговли, а также складские помещения. К примеру, код 4.

4 позволяет сооружать здания для реализации различных товаров, при этом торговая площадь должна быть не больше пяти тысяч квадратных метров.

Виды разрешенного использования по целевому назначению

Распределение по целевому назначению видов разрешенного использования территории представляет собой последствие детального зонирования земли в разных масштабах и носит уточняющий характер. Ведь участок, имеющий одно целевое назначение, может относиться к разным ВРИ. Данные виды разделяются на:

  • Условно разрешенный ВРИ: предполагает некие дополнения или изменения в строениях на участке. Его применение является необходимостью, ведь нельзя создать классификатор на каждый особенный случай. При этом для установления дополнительной нормы, необходимо пройти долгую процедуру, которая включает согласование и слушания;
  • Вспомогательный ВРИ: характерен дополнениями в рамках других типов использования. Это может заключаться в размещении на территории мелких пристроек, например, гаража или какого-либо вспомогательного строения. При этом застройщику необходимо, обязательно иметь основной вид разрешенного использования, а также целевое назначение;
  • Основной ВРИ: предполагает соответствие с категориями, и определяется при помощи классификатора. Изменение этого вида производится в органах государственной власти.

ВАЖНО! Основные ВРИ определяются с помощью градостроительного регламента.

Кто выдает разрешение в РФ: государство или нет?

Территории земель, которые находятся в государственной собственности или принадлежат субъектам РФ, могут передаваться гражданам и организациям. Порядок передачи бывает платный или бесплатный в зависимости от задач использования территории.

Выдача разрешения происходит под контролем Правительства РФ, которое сформировало Постановление No1244, раскрывающее суть разрешения и его содержание. При получении документа, следует аргументировать цели использования территории по ст. 39.34 ЗК РФ. Данное разрешение выдается в письменной форме и дает право на использование земли.

Как определяется разрешенное использование земли?

Для того, чтобы эксплуатировать землю на законных основаниях, исходя из норм и правил, следует узнать ее вид разрешенного использования. Это можно сделать такими способами:

  • Ознакомившись с правилами использования земли, а также застройками земель поселений. В этих документах прописано, какой зоне принадлежит участок, и его ВРИ;
  • Запросив данные в органах местного самоуправления;
  • Заказав кадастровый паспорт данного земельного участка, в случае отсутствия ВРИ, его присвоят в органах местного самоуправления исходя из предъявленного заявления.

Правила зонирования территорий

Зонирование является распределением участков земли на определенные зоны и районы, а также установления некоторых ограничений на ее применение. Исходя из статьи 30 “Градостроительного кодекса Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ правила зонирования имеют такие цели:

  • Сохранять природу и памятники архитектуры;
  • Развивать муниципальные территории;
  • Обеспечивать законность интересов физических лиц и организаций;
  • Создавать все условия для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

При этом правила зонирования территории включает:

  • Порядок их применения, а также внесение всевозможных изменений;
  • Градостроительный регламент, а также карту градостроительного зонирования.

Как можно поменять тип пользования: порядок действий

Первым делом при смене ВРИ территории, необходимо получить информацию в органах местного самоуправления о текущем типе пользования. Изменение ВРИ земли, имеет следующий порядок действий:

  • Написание заявления в органы управления;
  • Установление возможности корректировки, исходя из анализа градостроительного плана;
  • После этого при положительном ответе, документы направляются на рассмотрении;
  • Проведение слушания и внесения возможных корректировок;
  • Направление протокола в администрацию.

Сроки принятия решения

Рассмотрение заявления об изменение ВРИ земельного участка, рассматривается не более шестидесяти дней, если необходимы слушания.

Когда слушания не проводятся, процедура может длиться тридцать дней. Решение принимает глава местной администрации, при этом каждый участник вносит собственные предложения, на основании которых принимается дальнейшее решение. Отказать в изменении ВРИ могут:

  • Если участники слушания считают изменения не рациональным;
  • Если нет возможности внести правки с правовой точки зрения;
  • Если не были предоставлены все необходимые документы.

ВНИМАНИЕ! После успешного рассмотрения заявления, собственник подает пакет документов в Росреестр, для изменения данных в кадастровом учете.

Документы для Росреестра:

  • План межевания территории;
  • Заявление написанное собственником участка;
  • Правоустанавливающий документ;
  • Решение администрации об изменении ВРИ.

Документы можно подать лично при посещении Росреестра или отправить почтой, указав все приложения.

Какие изменения вступили в силу в 2018 году?

С начала 2018 года начал действовать измененный порядок расчета налога на землю. Новые правила расчета предполагают, изменение кадастровой стоимости участка при смене ВРИ.

Изначально этот налог мог начисляться исключительно с начала налогового периода.

Сейчас, исходя из нового порядка расчета, начисление налоговой суммы будет происходить с учетом кадастровой стоимости, определенной на день внесения сведений в Росреестр. Таким образом, часть года может считаться по старой цене налога, а остальные месяца после изменения ВРИ по новой.

Вид разрешенного использования земли имеет огромное значение при любом строительстве, несоблюдении этих норм влечет за собой ответственность в виде штрафов. Поэтому очень важно знать тип использования территории, начиная постройку любых зданий. В случае несоответствия ВРИ с предполагаемой постройкой, следует обратиться в местные органы самоуправления для решения этого вопроса.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/vidy-naznacheniya/kategorii-zemel.html

Описание 7 категорий земель: чем они отличаются, их коды и основное целевое назначение

Какие земли относятся

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры, свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Что такое основное целевое назначение?

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории  предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/7-kategorij-zemel-kody-naznachenie

Земельные участки территории общего пользования

Какие земли относятся

Кроме частных земельных ресурсов, существует такой вид земли как территории общего пользования. Такой вид земельных ресурсов направлен на всеобщее использование на равных основаниях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!

Находиться данный вид земельных средств непосредственно в населенных пунктах и включает в себя площади, которые необходимы для нормального существования человека.

Что говорит закон?

В соответствии с законодательными актами территория общего пользования – это та территория, которая предусмотрена для пользования неограниченным количеством лиц без наличия каких либо на то препятствий.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ территории общественного использования не могут иметь определённого собственника и не имеют возможности быть приватизированными.

Также следует отметить! Что в понятие территории общего пользования входит определение земли общего пользования. Здесь необходимо понимать наличие возможного доступа любого гражданина на определенные земельные территории.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К такому роду земельных ресурсов необходимо отнести земли в пределах населенных пунктов, которыми пользуется общество без препятствий.

Сюда следует отнести следующие территории:

  • Территории, на которых расположены транспортные линии
  • Земельные участки, на которых построены строения социально-культурного значения

Для общества:

  • Территория для утилизации отходов
  • Земли, предназначенные для проведения захоронений
  • Площади, которые используются для культурного проведения времени
  • Земельные участки, на которых находятся постройки, которые являются необходимыми для жизнеобеспечения человека

Полезно знать! В качестве улучшения удовлетворения потребностей граждан эти земли могут быть беспрепятственно использованы в общественных интересах. Каждая категория земель общего назначения несет свои законодательные акты, в которых прописаны все возможные методы использования данной территории.

Для чего используются земли общего пользования?

Земли общего назначения не могут быть собственностью какого либо лица. Однако пользоваться землей можно некоторыми способами:

  1. Аренда территории — оформляется такой метод людьми, которые желают произвести строения на такой территории. Применимо для сделок юридических лиц и государства. Однако следует заметить, что при заключении соглашения в документации должен быть прописан тот факт, что произвести выкуп данной территории невозможно. В случае если недвижимость, которая построенная на такой площади, проходит процедуру дарения или продажи, автоматически к новому собственнику переходят права получения аренды.
  2. Пользование на безвозмездной основе — многие территории, которые имеются в пределах населенных пунктов и являются землями общего назначения. Физическое лицо не может стать владельцем такого рода имущества. Однако имеет полные права распоряжаться в любое время и неограниченное количество.

Есть некоторые исключения, когда на территории общественного пользования производиться капитальное строение, которое в дальнейшем происходит процедуру регистрации по всем необходимым правилам.

Отметим! В таком случае собственник может подать иск в судебный орган  и получить разрешение на оформление земельного участка на свое имя. Однако такие случаи случаются очень редко, чаще всего постоянным собственником земельных ресурсов остаётся государство.

Как происходит налогообложение земель общего пользования?

Граждане, которые пользуются земельными ресурсами, которые являются собственностью государства, должны производить уплату налогов, однако в отличие от налогообложения обычного вида в данном случае имеются некоторые нюансы:

  • Лица, которые используют земельный участок на основаниях аренды, тогда налог начисляется только в случаях, если на территории есть недвижимость. Человек уплачивает налог на недвижимость, в случае если никаких строений которые имеют, официальное оформление нет, тогда пользователь обязуется уплачивать плату за аренду.
  • В случае если земельная территория общего назначения используется в качестве транспортных магистралей, налог будет считаться как транспортным и разделяться на количество возможных пользователей.
  • В случае если территория используется для общественного назначения товариществ, налог распределяется между всеми его участниками в равных долях.

Все формы использования земли общественного назначения подвергаются налогообложению в зависимости от рода их использования.

Ответственность за незаконное использование земель

При незаконном использовании таких территорий считается грубым нарушением и ведет к наказанию. Если ассматривать детально такой процесс, то отсутствие каких либо документов на права владения землей является использование земельных ресурсов на незаконных основаниях.

В случае выявления такого рода действий к нарушителю применяются следующие меры наказания:

  • Наложения штрафов – штраф зависит от размера земельного участка и его месторасположения.
  • Наложение штрафа и снесение всей имеющейся недвижимости — применяется в тех случаях, когда территория была незаконно захвачена и осуществлено строение построек. В такой ситуации виновный обязуется снести здания, уплатить штраф и вернуть земельному участку его первоначальный вид. Все эти действия нарушитель производит из собственного финансирования.

Проверку на такой вид нарушений проводят специальные органы, задача которых состоит в своевременном обнаружении нарушителей и наложений наказаний.

Использование земель общего пользования для проведения строения возможно, однако нужно знать, что для этого следует оформить договор аренды. Если же земля занимается без разрешения, тогда в случае обнаружения правонарушения субьект несет административное наказание.

Полезно знать! Поэтому для законного пользования и возведения нужных строений на таком виде земельных ресурсов требуется оформление документов по имеющимся правилам закона. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Вам также может понравиться

Источник: https://realtymill.ru/zemlya/zemleustrojstvo/kakie-zemli-otnosyat-k-territorii-obshhego-polzovaniya.html

Федеральная собственность на землю

Какие земли относятся

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.