Кфх правовой статус

Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства

Кфх правовой статус

В настоящее время в сфере предпринимательства действует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств:

КФХ, созданные на основании Закона РСФСР “О крестьянских (фермерских) хозяйствах” до введения в действие первой части ГК РФ;

КФХ, образованные после введения в действие первой части ГК РФ.

КФХ первого типа признаются юридическими лицами, независимо от того, что подобная организационно-правовая форма не предусмотрена действующим законодательством.

КФХ второго типа не являются юридическими лицами. Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ указано следующее: “Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Вместе с тем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, и соответственно к его предпринимательской деятельности применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений”. Из этого следует, что субъектом предпринимательской деятельности является глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Само КФХ второго типа не является субъектом предпринимательской деятельности.

Однако, КФХ независимо от даты их образования в учебной литературе по аграрному праву относят к коммерческим организациям и рассматривают как обособленные формирования. КФХ производят, перерабатывают, реализуют сельскохозяйственную продукцию, вступают в различные правоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности именно от лица КФХ.

Этому способствует отчасти и то, что КФХ продолжают создаваться и регистрироваться в качестве таковых. Регистрация сама по себе не влечет признания КФХ субъектом предпринимательства. Созданные после 1 января 1995 года, и, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, КФХ от своего имени занимается таковой.

И такое положение дел, как ни странно, не настораживает иных участников предпринимательской деятельности. Попытки привлечь в качестве ответчика само КФХ, образованное после вступления в действие части первой ГК РФ, для многих оборачивались неудачей.

Судебные органы четко следуют “букве закона” и привлекают в качестве надлежащих ответчиков только глав КФХ, обладающих статусом предпринимателя.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Полномочия ИП

К основным полномочиям индивидуального предпринимателя можно отнести следующие: – возможность от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе хозяйственные договоры; – самостоятельность в уплате налогов; – возможность использовать труд наемных работников;

– возможность защищать свои права в суде

Преимущества ИП

К преимуществам индивидуальной предпринимательской деятельности относятся: 1) процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не занимает много времени и средств; 2) индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с предприятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования; 3) в сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель имеет право, в частности, иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит; 4) ставки налогообложения для индивидуального предпринимателя значительно ниже, чем у юридических лиц; 5) индивидуальный предприниматель уплачивает минимальное (по сравнению с предприятиями) количество налогов; 6) предприниматель как физическое лицо имеет ряд налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

7) взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке.

Ответственность за неисполнение ИП своих обязательств

Гражданское законодательство

Индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем имуществом (ст. 24 ГК РФ). В состав имущества входит и личное имущество, за исключением предметов первой необходимости (ст. 446 ГПК РФ). Это, как правило, единственное жилье, земля под ним, предметы домашней обстановки и обихода, одежда, обувь, продукты.

Трудовое законодательство

Если индивидуальный предприниматель использует наемный труд, то он является работодателем и должен соблюдать требования трудового законодательства.

ИП несет материальную ответственность перед своими работниками. ИП обязан возместить работнику его неполученный заработок в случае незаконных отстранения от работы и увольнения, задержки выдачи трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ). Кроме того, за такие действия работник может потребовать возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

А если работодатель нанес ущерб имуществу работника, то предприниматель должен возместить ему урон в полном объеме по рыночным ценам, действующим на момент компенсации (ст. 235 ТК РФ).

Речь идет об имуществе, не только используемом работником для выполнения трудовых функций, но и о его личных вещах, находящихся в офисе в рабочее время.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14280t7.html

Особенности правового положения крестьянского фермерского хозяйства

Кфх правовой статус

В соответствии с п.2 ст.23ГК – Глава Крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем с момента государственной регистрации Крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статус других членов Фермерского Хозяйства, кроме главы, законодательством РФ не определен. Крестьянское Фермерское хозяйство, вроде бы, регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретающий прав юридического лица.

Не признаются и предпринимателями члены Крестьянского фермерского хозяйства, кроме Главы.

ФЗ от 11 июня 2003 года №74 ФЗ «О крестьянском Фермерском Хозяйстве» рассматривает крестьянское фермерское хозяйство, по сути, в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Это организация:

1) создается гражданами, связанными родством или свойством. В его состав могут входить и граждане, не состоящие в родстве с Главой хозяйства. Однако максимальное количество не должно превышать 5-ти человек. Крестьянско-фермерское хозяйство создается 1-м, дееспособным лицом;

2) Фермерское хозяйство основано на членстве. Организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства;

3) Глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет единолично прием на работу и увольнение;

4) Крестьянско-фермерское хозяйство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, применяемым к коммерческим организациям, если иное не вытекает из ФЗ, регулирующих деятельность данных субъектов, других НПА или существа обязательства;

5) Крестьянское Фермерское хозяйство может быть признано сельско-хозяйственным товаропроизводителем;

6) Во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица и, следовательно, вмешательство органов власти и должностных лиц, в хозяйственную деятельность крестьянско-фермерского хозяйства не допускается.

Государственная регистрация Крестьянского Фермерского хозяйства осуществляется в порядке, применяемом как к юридическим лицам, так и к физическим лицам ИП, но в окончательном правоустанавливающем документе (о государственной регистрации) указывается правовой статус ИП.

К семинарскому занятию обязательно выучить закон «О государственных муниципальных и унитарных предприятий» «Закон об Акционерных обществах» «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» «Политику реализации данного закона (о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ) в Кировской области» «О некоммерческих организациях (обратить внимание на вопросы по обязательствам ответственности)» « Закон об Инвестиционных фондах» «Об особенностях правового статуса страховщиков» «Особенности правового положения кредитных организаций (вопроса в методичке нет, но на экзамене он будет»

Лекция №6 13.10.09

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник– гражданин, в том числе ИП или юридическое лицо, оказавшееся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного законом «О несостоятельности банкротстве» №296.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному ГК РФ бюджетным законодательством основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях определяемых законодательством, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или в государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные Уголовным Законодательством штрафы.

Руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с ФЗ деятельность от имени Юридического лица без доверенности.

Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательство по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей участников должника вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ на предъявление в деле о банкротстве и в процедурах применяемых в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам, соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.

Орган по контролю/надзору – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю, надзору за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности/банкротства и финансового оздоровления.

Признаки несостоятельности банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

a. если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

b. и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

a. Если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены юридическим лицом в течении трех месяцев с даты когда они должны были быть исполнены

Источник: https://studopedia.ru/3_6052_osobennosti-pravovogo-polozheniya-krestyanskogo-fermerskogo-hozyaystva.html

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Кфх правовой статус

Михайлова, А. А. Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства / А. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/ (дата обращения: 30.09.2020).



Как известно, самой распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве всегда было и есть крестьянское фермерское хозяйство, которое признается особым субъектом права.

Как отмечает Суюндукова А. Ю.

, крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект права, представленный одним или несколькими физическими лицами, связанными родством или свойством и (или) общей собственностью, на основании личного участия осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве [6]. Интересным представляется утверждение Т. А. Абовой, считающей крестьянское хозяйство, занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность» [5].

ФЗ от 11.06.

2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1 статье дает нам понятие данного хозяйствующего субъекта- это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1]. Согласно пункту 3 этой же статьи данная форма хозяйства может осуществлять предпринимательскую деятельность и без образования юридического лица с применением правил гражданского законодательства.

Для того, чтобы понять и учесть некоторые правовые недоработки и пробелы в законодательстве, на мой взгляд, необходимо провести краткий экскурс в историю о ранее принятых актах, регулирующих вопросы деятельности и организации КФХ.

Впервые крестьянские (фермерские) хозяйства в России стали создаваться после принятия 22 ноября 1990 года закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно п.

1 статьи 1 закона, с последующими изменениями, КФХ рассматривалось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица,представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков [2]. Такая формулировка рассматриваемого хозяйства, содержащая отчетливое представление о правовом положении КФХ в качестве юридического лица, определялась вплоть до 17 июня 2003 года.

После введения в действие с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса РФ КФХ стало определяться как вид индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а глава КФХ признавался в качестве индивидуального предпринимателя [3].

Немаловажным является тот факт, что запрет на регистрацию КФХ в качестве организаций исключил возможность распространения на них норм о юридических лицах. Однако те КФХ, которые были созданы до вступления в силу ГК РФ, как юридические лица, продолжили своё существование параллельно с новой формой деятельности.

Следовательно, ясность правового статуса КФХ не была достигнута в данном вопросе.

17 июня 2003 года вступил в силу принятый 11 июня 2003 года новый Федеральный закон, признавший прежний закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратившим силу.

Он определил КФХ, как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].

Также крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии со ст. 3 п.3 осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статьей 23 ч. 3 этого же закона было предусмотрено, что КФХ, созданные в соответствии с Законом РСФСР N 348–1 вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 года.

Так как достичь в срок поставленной цели не удалось, законодатель вынужден был продлить его до 1 января 2013 года, согласно ФЗ от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ. На данный момент этот срок продлен до 2021 года. Несомненно, реформирование данного вопроса влечет за собой изменение и гражданского законодательства, предусматривающего некоторые вопросы о КФХ.

В период активной работы по совершенствованию гражданского законодательства в России 2010–2012 годов, 30 декабря 2012 года Президент РФ подписал ФЗ N 302 «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который кардинально изменил правовое положение КФХ. Теперь они (КФХ) рассматривались в числе юридических лиц- коммерческих организаций. В частности, статья 23 ГК РФ была дополнена п.5, согласно которому КФХ признаются как договорные объединения граждан. Эта норма закрепила право граждан заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о КФХ; главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовой основой деятельности таких хозяйств становится договор, а именно, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное в соответствии с законом о КФХ. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать следующий сведения, согласно статье 4 ФЗ от 11 июня 2003 года:

‒ о членах фермерского хозяйства;

‒ о признании главойфермерскогохозяйства, о его полномочиях и порядке управлением фермерским хозяйством;

‒ о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

‒ о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению обязательно должны прикладываться копии документов, подтверждающих родство граждан, которые создают фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании КФХ является основным юридическим документом для возникновения и дальнейшего существования фермерского хозяйства. Следует отметить, что при создании фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется.

Итак, с 1 марта 2013 года КФХ занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и общественными и признаются одним из необходимых субъектов предпринимательской деятельности [3].

Те КФХ, созданные в качестве юридических лиц на основе Закона РСФСР N 348–1 подлежат применению согласно статье 86.

1 ГК РФ, которая гласит, что «Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов». Перерегистрация ранее созданных КФХ не требуется. Следовательно, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может стать юридическим лицом по решению его участников.

Очевидно, что внесенные положения об изменении правового положения КФХ имеют большое значение не только для сельскохозяйственной деятельности в целом и АПК страны, но и вообще для всей рыночной экономики.

Возможность выступления КФХ в качестве юридических лиц в гражданском обороте создает основу для увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности АПК и стабильного существования такой формы хозяйствования, а также для развития валютно-финансового сегмента экономики России [3].

Государственная поддержка КФХ осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Согласно последним новостям, в августе этого года Минсельхоз закончил принятие предложений сельхозпроизводителей по поводу их видения распределения «единой» субсидии для аграриев на 2017 год.

Со следующего года в России будут действовать новые правила предоставления господдержки производителям — вместо 54 видов субсидий будет 7, кроме того, между производителями их распределят регионы. Мнения ведущих 20 союзов Минсельхоз собирал до 17 августа для того, чтобы позже сформировать свою позицию по этому вопросу.

Этот новый вид поддержки в 2017 году будет выделяться в рамках одной из подпрограмм по развитию сельского хозяйства — «Развитие подотраслей сельского хозяйства», согласно проекту ведомства. В настоящее время в рамках этой подпрограммы выделяется 30 видов субсидий, которые получают производители.

Вопрос по данной теме остается все еще открытым.

Вернемся к насущным проблемам. Как мы уже выяснили, КФХ не является в полной мере юридическим лицом, и индивидуальным предпринимателем. Это нечто среднее, требующее дальнейшего анализа и развития. Не могу не согласиться с высказыванием В. В.

Устюковой о том, что «особенности крестьянского хозяйства могут быть адекватно отражены в законодательстве лишь в том случае, если отношения по его созданию и деятельности буду регулироваться всесторонне, что возможно только с позиций аграрного права как комплексной отрасли российского права» [4].

Таким образом мы приходим к выводу о необходимости в дальнейшем совершенствовании нормативного закрепления гражданско-правового положения КФХ как юридического лица и как отдельной договорной формы хозяйствования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.