Классификация территорий по их правовому режиму

95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму

Классификация территорий по их правовому режиму

Подтерриторией в доктрине и практикемеждународного права понимаютсяразличные пространства земного шара,включающие его сухопутную и воднуюповерхности, недра, воздушное пространство,а также космическое пространство инебесные тела.

Планету Земля — ее сушу, воздушноепространство, Ми­ровой океан, а такжекосмическое пространство, Луну и другиенебесные тела — с точки зрения правовогорежима можно раз­делить на три вида:

1) государственная территория;

2) между­народная территория (пространствас международным режи­мом);

3) пространства со смешанным правовымрежимом.

Государственная территория представляетсобой про­странство, в пределахкоторого государство осуществляетверховную власть (суверенитет).Всостав государственной тер­риториивходят суша, внутренние воды итерриториальное море, воздушноепространство над ними.

Государствосвоим законо­дательством устанавливаетправовой режим территории в це­лом иее частей.

Правовой режим государственнойтерритории включает также правила,предусмотренные международнымидоговорами данного государства (обиспользовании воздушного пространства,внутренних вод и портов, территориальногоморя, определенных участков сухопутногопространства.

Международная территория — этопространство с между­народным режимом,на которое не распространяется суверенитеткакого-либо государства и котороеоткрыто для использования всемигосударствами в соответствии смеждународно-правовы­ми нормами.

Такой режим имеют открытое море, воздушноепространство над ним, а также надисключительной экономи­ческой зоной,дно морей и океанов за пределаминациональной юрисдикции, космическоепространство, включая Луну и другиенебесные тела, Антарктика и воздушноепространство над ней.

Пространства со смешанным правовымрежимом имеют существенные особенности:прибрежные государства наделенысуверенными правами по разведке иразработке ресурсов в пределах этихпространств при сохранении за всемидругими государствами свободы судоходстваи ряда других прав в соот­ветствии смеждународными нормами и правиламиприбрежных государств. К этим пространствамотносятся исключитель­ная экономическаязона и континентальный шельф.

96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части

Верховная власть государства, еготерриториальное вер­ховенство —отличительная черта государственнойтеррито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитетРоссийской Федерации распространяетсяна всю ее территорию, а Консти­туцияРФ и федеральные законы имеют верховенствона всей ее территории. РоссийскаяФедерация обеспечивает целостность инеприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст.67) территория Российской Федерациивключает в себя территории ее субъек­тов,внутренние воды и территориальное море,воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входятоткрытые и могу­щие быть открытыми вбудущем земли и острова, расположен­ныев Северном Ледовитом океане к северуот побережья РФ, в пределах междумеридианами, соединяющими крайние точкипобережья России с Северным полюсом(постановление Прези­диума ЦИК СССРот 15 апреля 1926 г.).

Водное пространствокак частьгосударственной территории — этовнутренние воды(реки, озера, каналыи другие во­доемы, берега которыхпринадлежат данному государству),при­надлежащие государству частипограничных рек и озер, внут­ренниеморские воды (прилегающие к побережьюводы портов, бухт, заливов и др.) итерриториальное море,то естьприбрежная морская полоса шириной до12 морских миль.

Воздушное пространство государства—это та часть воз­душногопространства, которая находится надсухопутной и водной территориямигосударства. Высотный предел воздуш­ногопространства одновременно являетсялинией разграниче­ния воздушного икосмического пространств. В настоящеевре­мя такая линия не определена.

Иногда применяется термин “условнаятерритория”, к ко­торой относятрасположенные вне пределов государственнойтерритории объекты: воздушные, морские,речные суда, кос­мические корабли,станции и другие космические объекты,искусственные острова и сооружения вморе, на его дне, в Ан­тарктике, помещениядипломатических и консульскихпредста­вительств.

Анклав– это часть сухопутнойтерритории государства, полностьюохваченная территорией другогогосударствагосударств. В миресуществует ряд анклавов: например, натерритоилирии Нидерландоврасположены бельгийские анклавыБарле-Нассау и Барле-Хорты, а на территорииБельгии, в департаменте Антверпен,

расположеннебольшой нидерландский анклав;Нахичеванская Автономная Республикаявляется азербайджанским анклавом,который охвачен территорией Армении,Ирана и Турции.

Если анклав имеет выходк морю, то его принято называтьполуанклавом. Россия имеет такойполуанклав – Калининградскую область,граничащую с Литвой и Польшей и имеющуювыход к Балтийскому морю.

К группеполуанклавов можно отнести и ангольскуюпровинцию Кабинда.

Государство по своему усмотрениюопределяет правовой статус своейтерритории. Оно может на основе специальныхмеждународных договоров предоставитьопределенные права по использованиюотдельных частей своей территориииностран­ным государствам, ихюридическим или физическим лицам.

Этодоговоры относительно международныхвоздушных сообщений через воздушноепространство государства, аренды(например, Договор между СССР и Финляндиейо передаче в аренду Фин­ляндскойРеспублике советской части Сайменскогоканала и острова Малый Высоцкий от 27сентября 1962 г.

), транзита че­резгосударственную территорию (например,Соглашение меж­ду ПравительствомРоссийской федерации и ПравительствомМонголии о выходе к морю и транзитныхперевозках Монго­лии через территориюРоссийской Федерации от 19 октября 1992г.

), регулирования передвижения иностранныхграждан по территории государства ипосещения определенных районов(Меморандум о понимании между РоссийскойФедерацией и США в отношении “открытойсуши” от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает угосударства и тогда, когда принадлежащийему регион отделен от основной терри­ториитерриторией другого государства (другихгосударств). Такой регион именуетсяанклавом.

Примеры: Калининградскаяобласть РФ, доступ в которую по сушевозможен только через Беларусь, Литву,Польшу; штат Аляска, отделенный от СШАтерриторией Канады; округ Кабинда,отделенный от Анголы территорией Заира.

Транзитный проезд по суше сопредельногогосударства в таких случаях регламентируетсяспециальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориальноговерховенства государст­вом не означает,что не может быть каких-либо ограниченийили запретов.

Так, действия государства,позволяющего друго­му государствусо своей территории совершать актыагрессии против третьего государства,квалифицируются как акт агрес­сии,совершенный государством, предоставившимсвою терри­торию (п. “f”ст. 3 резолюции Генеральной АссамблеиООН “Оп­ределение агрессии” 1974г.).

Государственная территория должнаиспользоваться в со­ответствии снормами и принципами международногоправа и таким образом, чтобы не причинятьущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территориитакже может быть произведено на основеопределенно выраженного согласияго­сударств и в соответствии с нормамии принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменениястановится меж­государственныйдоговор о передаче определенной частитер­ритории или об обмене ее участками.

Пространство, на которое распространяетсявласть госу­дарства в ограниченных,четко очерченных пределах, не явля­етсягосударственным. Оно может быть отнесенок территори­ям, на которые распространяетсянациональная юрисдикция.

Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит:”Российская Феде­рация обладаетсуверенными правами и осуществляетюрис­дикцию на континентальном шельфеи в исключительной эко­номическойзоне Российской Федерации в порядке,определяе­мом федеральным законом инормами международного права”.

Понятие “территория, на которуюраспространяется на­циональнаяюрисдикция” является более широким,чем “госу­дарственная территория”.Оно включает как государственнуютерриторию, так и территорию, неотносящуюся к таковой (при­лежащуюзону, континентальный шельф, экономическуюзону).

Используемый в международных договорахтермин “тер­ритория” применительнок определенному государству-участ­никуне всегда означает государственнуютерриторию (или ее часть). Он можетупотребляться и в более широком значении:

как территория, на которую распространяетсянациональная юрисдикция.

Так, в ст. 1 Соглашения между ПравительствомРоссий­ской Федерации и ПравительствомРеспублики Узбекистан о воздушномсообщении от 2 марта 1994 г.

говорится, чтодля целей Соглашения термин “территория”в отношении каждого государства-участникаозначает земные поверхности,террито­риальные и внутренние водыи воздушное пространство над ними,находящиеся под его суверенитетом.

Вэтом Соглашении под термином “территория”имеется в виду государственная территория.

Источник: https://studfile.net/preview/5638975/page:23/

Понятие и классификация территорий (пространств) по их правовому режиму

Классификация территорий по их правовому режиму

Территория в международном праве – это различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

В зависимости от правового режима все территории подразделяются на три типа:

1) государственная территория – это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство;

2) территория с международным режимом – это лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом (открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство, Антарктика);

3) территории со смешанным режимом – это районы, которые не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку их природных ресурсов, а также на охрану природной среды этих районов (континентальный шельф и экономическая зона)

Государственная территория: составные части и правовой режим

В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория государства – вся суша в пределах его границ.

2. Водная территория государства (подробнее см. т.14):

а) внутренние (национальные) воды;

б) территориальное море.

3. Недра, находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями, без каких-либо ограничений по глубине.

4. Воздушная территория государства – воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств.

Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, кроме того, на территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства.

Территориальное верховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то есть права судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех дел на данной территории в соответствии с компетенцией этих органов. Территориальное верховенство государства может быть ограничено в случаях:

а) оккупации государственной территории;

б) аренды государственной территории

Международно-правовые вопросы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две категории: первая – приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в исключительном порядке.

Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства в результате:

1)рождения; законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli).

Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения (Россия и большинство государств мира); право почвы – что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей (США, Франция, Португалия и др.);

2)натурализации (приема в гражданство); осуществляется обычно с учетом наличия таких условий, как определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет), знание государственного языка, имущественных критериев.

Натурализация может осуществляться: а) высшими органами государственной власти; б) органами государственного управления (правительством либо ведомствами внутренних дел); в) местными органами государственной власти (встречается крайне редко); г) судебными органами;

3)пожалования гражданства; осуществляется по инициативе компетентных властей государства за особые заслуги перед этим государством, а не по просьбе заинтересованного лица.

Способы приобретения гражданства в исключительном порядке существуют как изъятие из общего правила и включают:

1)групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством населения какой- либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой-либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации – выбора гражданства.

2)реинтеграция (восстановление в гражданстве) – приобретение гражданства государства лицом, ранее имевшим его. Как правило, в этом случае действуют упрощенные процедуры предоставления гражданства.

Способы утраты гражданства можно разделить на три вида:

1)автоматическая утрата гражданства – утрата лицом гражданства автоматически при наступлении определенных обстоятельств, например, при приобретении гражданства другого государства или участии в выборах в другом государстве;

2)выход из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица (характерна для России);

3)лишение гражданства – форма утраты гражданства по решению государственных органов применяемая, как правило, в отношении лиц, обвиняемых во враждебной данному государству деятельности

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43577t9.html

Классификация территорий по правовому режиму*

Классификация территорий по их правовому режиму

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.1 Правовой статус территории определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории.2 Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.3

Территория со смешанным режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и исключительной экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.4 В частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.5

В прошлых веках в практике международного права выработалось пять способов приобретения государственной территории: оккупация, насильственная цессия, право давности, завоевание, аккреция.6 Общие изменения в международном праве в первой половине XX века оказали существенное влияние на способы приобретения государственной территории.

Появление принципа запрещения угрозы или применения силы сделало противоправным вооруженное нападение и вторжение на иностранную территорию, а возникновение принципа неприкосновенности и целостности государственной территории сделало противоправным насильственное изменение принадлежности государственной территории.

Все это, а также появление принципа самоопределения потребовало пересмотра перечисленных способов приобретения территории.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. Под принципом самоопределения народов понимается .

право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства (внешняя сторона) и определения своего внутреннего устройства (внутренняя сторона).

С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образовании самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории. Территория государства может изменяться в результате: разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; цессии.

Под цессией обычно понимается передача суверенитета над определенной территорией одним государством другому по соглашению между ними.7 Общепризнанно, что субъектами договора цессии могут быть только государства. Поэтому не является цессией передача какой-либо территории частным лицам или корпорациям и наоборот – от частных лиц или корпораций – государству.

Объектом цессии является передача суверенитета над территорией. Поэтому не является цессией передача осуществления каких-либо прав на определенной территории без передачи права международно-правовой собственности на эту же территорию, как, например, в случае, аренды территорий.

Считается, что государство может передавать право на территориальный суверенитет лишь в том объеме, в котором оно само владеет этим правом.

Естественным результатом передачи территории является изменение гражданства ее населения, которому предоставляется право выбора между старым и новым гражданством (оптация).

Цессия может происходить, путчем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения обмениваемых уча'стков. Примером служит Договор между СССР и Польшей от 15.02.1951 года.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, при условии, однако, достаточного учета, как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое имеется. В 1967 году между Францией и Италией была достигнута договоренность об изменении пограничной линии между ними в районе Клавьер в Альпах.

Другой формой компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы (пример, Договор между СССР и Финляндией от 3.02.1947 г.). Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие территории, которые являются незаселенными или малозаселенными.

Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам. С другой стороны, если общенациональные интересы требуют передачи малозаселенного участка, то должны обеспечиваться интересы небольшого населения передаваемой территории.

Таким образом, цессия территории может принимать различные формы, но обязательным элементов цессии является добровольное согласие, и содержание которой полностью соответствует принципам самоопределения народов и территориальной целостности.

Применительно к населенной территории правомерна только такая цессия, в основе которой лежит свободное волеизъявление проживающих на ней людей.

В каждом случае учитываются экономические, географические, оборонные и другие интересы сторон, а также интересы обеспечения всеобщего мира и безопасности.

В какой бы форме цессия не совершалась, она должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами, который является наиболее ясной формой волеизъявления сторон. Основанием всякой цессии является соглашение.

Поскольку цессия оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву наций на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора. В договоре цессии, как и во всяком договоре, воля сторон должна быть выражена добровольно, без насилия.

Договоры об уступке территории (цессии) требуют ратификации, поскольку государственная территория является не собственностью правительства, а достоянием народа данного государства.

По современному международному праву не относится к цессии завоевание территории с последующим оформлением захвата в договоре, поскольку оно (т.е. право) не признает согласия, вырванного силой, а тем более путем насильственного захвата территории.

Международно-правовые сервитуты

Верховенство государства как суверена над его национальными владениями является одним из фундаментальных принципов международного права.

Оно в основном сводится к следующему: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны; в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства; высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах; юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами); земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена. Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами. Однако, имеются некоторые ограничения, которые по общему признанию связывают территориального суверена при осуществлении им права контроля. Договоры, предусматривающие либо в интересах всех государств, либо в интересах определенных групп государств ограничения территориального суверенитета, не требуемые международным правом, значительно различаются между собой. Эти договоры, во-первых, могут предусматривать предоставление в аренду определенных районов на вечные времена, с наделением арендатора по существу правами суверенитета (например, конвенция между США и Панамой от 18.11.1903 о сооружении судоходного канала). Во-вторых, они могут предоставить право прохода или проезда через свою территорию или обязать территориального суверена не возводить укрепления вдоль границы (ст. 42 Версальского мирного договора воспрещала Германии возводить какие-либо укрепления на левом берегу Рейна). Такие права именуются сервитутами.8

Однако в вопросе о характере и объеме уступок, именуемых сервитутами, нет единогласия. Употребление этого термина скорей затемняет, чем вносит ясность в понимание того, что именно имеет место, когда договаривающиеся государства обременяют территорию ограничительными обязательствами в интересах не территориального суверена.

Считается, что понятие сервитута охватывает надлежащим образом те ограничения территориального верховенства государства, в результате которых вся территория или ее часть используется для постоянного обслуживания определенных интересов другого государства.9

Международное право не обязывает одно государство предоставлять право сухопутного транзита через свои национальные владения другому государству.

Очевидно, однако, что принцип, в силу которого международное общение требует, чтобы территория каждого из его членов была доступна в направлении к морю и от моря, достаточно всеобъемлющ, чтобы включать и право пользования любым видом сообщений.

Этот принцип может быть практически применен не только для водных путей, но и для сухопутного транзита.

От старой, основанной на целесообразности и выгодности, теории о сервитутах в отношении земли, новая теория отличается принципом, гласящим, что ни одна нация не должна быть отрезана от моря и лишена возможности заниматься океанской торговлей. Требования о предоставлении права транзита через иностранную территорию должны во всех случаях подчиняться условиям, которые ставятся сувереном данной территории.

Источник: https://studbooks.net/2207183/ekonomika/klassifikatsiya_territoriy_pravovomu_rezhimu

Классификация территорий по их правовому режиму, общая характеристика международной территории

Классификация территорий по их правовому режиму

Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Ми­ровой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно раз­делить на три вида: 1) государственная территория; 2) между­народная территория (пространства с международным режи­мом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.

Государственная территория представляет собой про­странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной тер­ритории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Государство своим законо­дательством устанавливает правовой режим территории в це­лом и ее частей.

Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами данного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определенных участков сухопутного пространства.

Международная территория — это пространство с между­народным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовы­ми нормами.

Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономи­ческой зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства со смешанным правовым режимом имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соот­ветствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключитель­ная экономическая зона и континентальный шельф.

39. Государственная территория. Государственная граница, ее виды и порядок определения.

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство — отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Прези­диума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).

Водное пространство как часть государственной территории — это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства — это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Иногда применяется термин “условная территория”, к ко­торой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, кос­мические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Ан­тарктике, помещения дипломатических и консульских предста­вительств.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Фин­ляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.

), транзита че­рез государственную территорию (например, Соглашение меж­ду Правительством Российской федерации и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монго­лии через территорию Российской Федерации от 19 октября 1992 г.

), регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между Российской Федерацией и США в отношении “открытой суши” от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной терри­тории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом.

Примеры: Калининградская область РФ, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отделенный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира.

Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориального верховенства государст­вом не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов.

Так, действия государства, позволяющего друго­му государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрес­сии, совершенный государством, предоставившим свою терри­торию (п. “f” ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Оп­ределение агрессии” 1974 г.).

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Пространство, на которое распространяется власть госу­дарства в ограниченных, четко очерченных пределах, не явля­ется государственным. Оно может быть отнесено к территори­ям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит: “Российская Феде­рация обладает суверенными правами и осуществляет юрис­дикцию на континентальном шельфе и в исключительной эко­номической зоне Российской Федерации в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права”.

Понятие “территория, на которую распространяется на­циональная юрисдикция” является более широким, чем “госу­дарственная территория”. Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (при­лежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).

Используемый в международных договорах термин “тер­ритория” применительно к определенному государству-участ­нику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении:

как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.

Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.

В России это Закон “О Государственной границе Россий­ской Федерации” от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополне­ниями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

Он характеризует государственную границу как “пространствен­ный предел действия государственного суверенитета Россий­ской Федерации”. Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР.

Границы Российской Федерации не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств.

При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы — описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран Содружества Независимых Государств используется особый термин “внешние государственные границы государств — уча­стников СНГ”, которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами.

Сущест­вуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г.

и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.

Виды:
– орографические границы (которые проводятся по естественным рубежам, т.е.

по рекам, морям, горам, холмам);
– геометрические (линия, которая устанавливается от одной до другой точки без учета естественных рубежей);
комбинированные (которые на некоторых участках проведены по естественным рубежам и являются орографическими, а на других участках проведены без учета естественных рубежей и являются геометрическими).
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.



Источник: https://infopedia.su/9x1f72.html

Международное право. Особенная часть

Классификация территорий по их правовому режиму

Под территорией в доктрине и практике международного права понимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную и водную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.

Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных в международном праве, ибо территория — это не просто пространство, а необходимый атрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего его народа и человечества в целом.

В течение всей истории человеческой цивилизации возникали конфликты и вспыхивали войны за обладание той или иной территорией. Это вызвало необходимость создания международно-правовых норм, которые бы регулировали отношения между субъектами международного права в отношении территорий.

По мере развития науки и техники становились все более доступными и пригодными для исследований и эксплуатации отдаленные территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и являющиеся общим достоянием человечества, например открытое море, воздушное пространство, Антарктика, космос.

В связи с этим появились нормы, определяющие правовой режим этих пространств и возможности субъектов международного права по их научному изучению и экономическому использованию. Этот процесс продолжает развиваться и в настоящее время.

Одной из непростых международно-правовых проблем, привлекающих внимание ученых-юристов и практиков, является проблема юридической классификации территорий.

Это вполне закономерно, поскольку вопросы территориального верховенства, суверенных прав нате или иные пространства, сфер деятельности на них или использования их ресурсов напрямую связаны с политическими и экономическими отношениями и в конечном счете с материальными условиями жизни государств и народов.

Большинство юристов-международников (Ю.Г. Барсегов, Я. Броунли, М.И. Лазарев, С.В. Молодцов, М.В. Яновский и др.) используют понятия «режим» или «статус» в качестве критерия для юридической классификации территорий. Известный британский юрист-международник Я.

Броунли пишет: «Международное право знает четыре вида режима территорий: территориальный суверенитет; территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус (например, подмандатные и подопечные территории); res nullius (ничейная территория) и res communis (территория, принадлежащая всем)» (курсив наш)1Броунли Я. Международное право. М.: Прогресс, 1977. Кн. 1. С. 173.. Профессор Дж. Коломбос применяет понятия «режим», «статус» и «юридическая природа» при описании юридической характеристики территорий.

Термины «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус») используются в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 4 ст.

49 говорится: «Режим архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемый в настоящей Части, в других отношениях не затрагивает статус архипелажных вод…

»2Сборник важнейших документов по международному праву / Сост. М.В. Андреева. М.: ИМПЭ, 1997. 4.2. С. 102..

Как видно, в международно-правовой доктрине и практике нет единообразия в использовании понятий в качестве критерия юридической классификации территорий.

Оба понятия – «режим» и «статус» — применяются для того, чтобы дать базисную характеристику правового положения той или иной территории, которая качественно отличает эту территорию от других пространств. Некоторые авторы пытаются дифференцировать понятие «режим» от понятия «статус», например профессор С.В. Молодцов.

Имеется определенное различие между этими понятиями и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ней термин «режим» («правовой режим») означает совокупность норм, регулирующих определенное явление в рамках фундаментальных положений, которые формируют правовой базис каждой пространственной категории. Последнее в Конвенции 1982 г.

обозначается термином «статус» («правовой статус»). В этой связи предложение авторитетного юриста-международника из Грузии Р.В. Деканозова о применении понятия «юридическая природа» в качестве критерия для правовой классификации пространств представляется весьма конструктивным.

При этом термин «юридическая природа» будет обозначать то же, что и термин «статус» («правовой статус») в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., т.е. базисную правовую характеристику любой территории. Во избежание терминологической путаницы термины «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус») следует использовать как равнозначные.

Р.В. Деканозов отмечает, что в целях лучшего уяснения взаимосвязи между понятиями «юридическая природа» и «правовой режим» необходимо принять во внимание, что территории, обладающие одинаковой юридической природой и образующие единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими чертами своего правового режима.

К примеру, в категории международных пространств общего пользования могут существовать такие правовые режимы, как открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции («Район»), небесные тела и т.д.

И наоборот, правовой режим территорий, имеющих разную юридическую природу, может иметь много общего: например, правовой режим международных каналов и открытого моря3См.: Деканозов Р.В. О правовой классификации морских пространств (постановка вопроса). СЕМП, 1985. М.: Наука, 1986. С. 126.. Иными словами, правовая ясность в отношении той или иной территории может быть достигнута только при одновременном анализе ее юридической природы и правового режима.

Используя критерий юридической природы пространств для их правовой классификации, можно предложить более богатую палитру красок для характеристики такого сложного явления, как территория, а не бледную двухцветную — государственная и негосударственная территория. На основе критерия юридической природы можно дать следующую международно-правовую классификацию территорий.

1. Государственная территория.

2. Международная территория общего пользования (МТОП).

3. Континентальный шельф4Данная классификация была впервые предложена Р.В. Деканозовым в ранее цитировавшейся работе. В ней дается солидное правовое обоснование для выделения указанных территорий в самостоятельные пространственные категории..

Юридическую природу государственной территории составляет суверенитет. Что касается МТОП, то по своей юридической природе это такие пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства, они находятся в общем пользовании человечества (открытое море и воздушное пространство над ним, космос и небесные тела и т.д.).

Континентальный шельф — это своеобразная с правовой точки зрения территория, на которую не распространяется суверенитет прибрежных государств, но эти государства согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. осуществляют над ней суверенные права в целях ее разведки и разработки природных ресурсов.

То есть это и не государственная территория и не МТОП, поэтому континентальный шельф выделен в самостоятельную пространственную категорию. В отличие от другого, внешне схожего института морского права — исключительной экономической зоны (ИЭЗ) прибрежные государства осуществляют суверенные права именно над континентальным шельфом, т.е.

территориальным образованием, в то время как в отношении ИЭЗ эти государства имеют суверенные права в функциональной сфере (в разведке, разработке и сохранении природных ресурсов ИЭЗ, создании и использования искусственных островов и сооружений, проведении морских научных исследований и т.п.), а не над определенной территорией.

Это существенное отличие юридической природы ИЭЗ не позволяет выделить ее в особую пространственную категорию. Таким образом, исключительная экономическая зона относится к МТОП, обладая специфическим правовым режимом.

Следует отметить, что ранее данная классификация территорий могла быть дополнена такими категориями, как ничейная земля (terra nullius) и подмандатные или подопечные территории. Однако ныне ничейных земель фактически не существует, как и не остаюсь подмандатных и подопечных территорий. Эти обстоятельства оправдывают предложенную классификацию.

В рамках первых двух категорий могут существовать различные правовые режимы.

Государственная территория знает режимы кондоминиума, сервитутов, аренды, общего пользования: например, архипелаг Сватьбард (Шпицберген) является норвежской государственной территорией общего пользования; МТОП включает в себя режимы открытого моря, «Района», небесных тел и т.д.

Еще раз следует подчеркнуть, что ясность в отношении правового положения определенной территории может быть достигнута только путем одновременного исследования ее юридической природы и правового режима.

Источник: https://isfic.info/vlakgu/mpos65.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.